Нет людей, которые бы не знали что-либо о кредитах или сами лично не сталкивались с ними. Однако интересно, что отношение у россиян к данному банковскому продукту, довольно определённое. Около 50% жителей нашей страны никогда не пользовались кредитными услугами, а вот та половина, которая все-таки брала кредит, в большинстве своем больше не желает с ним сталкиваться. Такие данные приводит НАФИ. Интересно, что раньше отношение к данному банковскому продукту было немного мягче.
Есть куда расти
Заместитель председателя правления Локо-Банка Константин Богомазов, считает, что отношение кредитов, которые выданы населению к ВВП в России низкое. К примеру, на 1 января 2013 года этот показатель был равен 12%. Эксперт уверяет, что наша страна далека от тех стран, где данный показатель выше 50%. К этому списку можно отнести Германию и США. Вот и получается, что Россия обладает большим запасом возможностей, касающихся наращивания кредитов для физических лиц.
Но есть одно но. Оно касаются различия видов кредита. Если в западных странах задолженность формируется в основном за счет ипотечного кредитования по низкой ставке и длительному сроку, то у нас «главную роль» в этом вопросе играют кредитные карты и потребительские кредиты с высокой ставкой и, напротив, коротким сроком. Такой долг является причиной большой нагрузки на бюджет домохозяйств в нашей стране.
Директор департамента розничного бизнеса филиала Смоленского Банка, который находится в Москве, Сергей Косенко также считает, что многие показатели говорят о том, что у сегмента кредитования физлиц в России есть большие перспективы для роста. Но эксперт отмечает, что в области потребительского кредитования Россия развивается совсем по иному плану, чем, например, западные страны. Наш сценарий же более рискован. Об этом говорят цифры, в 2012 году более чем 40% рост был в первую очередь благодаря беззалоговому кредитованию. Количество заемщиков в ушедшем году превысило 50%, а число клиентов, у которых более 5 кредитов стало больше чем 8%. Получаем то, что нагрузка на одного заёмщика высокая, но остается очень большая часть населения, которая никогда не пользовалась кредитами и не собирается этого делать. А те финансовые учреждение, которые смогут изменить мнение той часть населения, которая относится к кредитам негативно, добьются отличных показателей.
Страх или просто отсутствие необходимости?
38% респондентов учувствовавших в исследований в дальнейшим ни при каких обстоятельствах не желают оформлять кредит. Зачастую клиентов не устраивают процентные ставки или «прозрачные» условия предоставления услуги.
Константин Богомазов предполагает, что большое количество заёмщиков, считают, что ставки в наших банках высокие. Разумеется, если сравнивать с Европой, то это так. Но нельзя забывать, что у нас и вклады можно открыть по условиям намного более выгодным и инфляция в нашей стране намного ниже, напоминает эксперт.
Сергей Косенко отмечает, что те претензии, которые предъявляют клиенты к банкам, в 30% случаях являются вполне обоснованными. Однако он так же подчеркивает, что жители нашей страны, зачастую, не обращают внимание, на некоторые весьма важные пункты договора, а именно, информацию о штрафах, дополнительных комиссиях, непрозрачных условиях.
Директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александр Васильчиков думает, что большинство клиентов просто бояться быть обманутыми. Ведь в таких ситуациях не редко срабатывает сарафанное радио, да и прессе на эту тему пишут довольно много.
Под не совсем безлопастным крылом
56% жителей России, которые брали заем или пытались его оформить утверждают, что привлекательные условия по кредиту – это один из главных критериев выбора банка для оформления услуги. Для 23% респондентов важно, факт сотрудничества с банком и того что он государственный. 19% россиян полагаются на рекомендации близких, знакомых и друзей, для 15% важно удобное месторасположение банка. А вот 8% респондентов волнуют размеры кредитной организации.
Сергей Косенко говорит, что для опытных заёмщиков важным критерием является ставка по которой предоставляется кредит. А вот те, кто берут деньги впервые, больше всего обращают внимания на процент одобрения по кредитной программе. Разумеется, новые технологии дают о себе знать и это касается так же банковской сферы. Например, многие клиенты хотят, чтобы их банк предоставлял такие услуги как мобильный банк, интернет-банкинг и прочее.
По мнению Александра Васильчикова, многие клиенты особо обращают внимание на скорость обслуживания и сам факт того, что предоставляемый им продукт понятен. Именно поэтому, считает эксперт, многие клиенты, возвращаются именно в тот банк, который ранее их кредитовал.
Да и вообще, по мнению, Васильчикова для многих банки – это все-таки такие организации, где промышляют злобные и хитрые умы, которые мечтают сделать деньги на беде обычного человека. Поэтому граждане, в поисках справедливости и находят третью сторону государство. Которое кстати уже несколько раз тоже довольно сильно подводило.