Опубликовано banki116 в Втр, 29/09/2009 - 20:01
Накануне такого грандиозного события – 1000летия г. Казани я решил коснуться исламской тематики, а именно раскрыть концепцию работы исламской банковской системы, которая до сих пор была известна лишь небольшому кругу специалистов
Схематично, эту экономическую модель можно свести к нескольким положениям, которые в той или иной форме содержатся в Коране и других текстах ислама. Человек – не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса, а на время своей жизни является “поверенным” Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться не у дел, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции, а должен рационально использоваться на благо всего общества, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, но не денежной массы.
По таким же принципам и действуют исламские банки. Т.е. в исламской банковской системе не допускаются кредитные операции в традиционном их понимании, а так же запрещается всякая прибыль, если она не была получена личным трудом, и в особенности процент - риба.
Ресурсы привлекаются через долевое участие банка в прибылях и убытках делового предприятия. Следовательно, от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности напрямую и полностью зависит вознаграждение банка (мудараба).
Существенно упрощая, главное техническое отличие исламских финансов может быть сведено к отказу от ссудного процента. Исламские экономисты вместо понятия “цена денег”, на которое влияет огромное число спекулятивных, субъективных и частных факторов, вводят понятие более адекватное – "эффективность капитала". А именно, ресурсы перетекают в те сектора экономики, где они будут использоваться наиболее эффективно, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком
Проще говоря, исламские банки берут деньги не за ссуду, а за оказываемые услуги. Если говорить очень упрощенно, то они работают как некоммерческие организации, оправдывая свою деятельность произведенными затратами.
Еще в древности строго запрещалось предоставлять деньги в рост. Средне вековые богословы выделяли даже законный – риба-унь-фадль и незаконный риба аннасия. Нормы шариата корректировали всю экономическую, коммерческую активность и деловые отношения. С конца 40-х гг. XX в. ряд исламских экономистов начинает теоретическую разработку финансовой модели "исламского капитализма", исключающей ссудный процент. Однако в наше время далеко не все финансовые структуры Ближнего Востока оперируют с оглядкой на шариат. Например, королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промышленные группы используют западные методы бизнеса.
Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязательном условии - вкладчик должен разделить и возможные убытки.
Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой практике должен избегать мусульманин, являются риба и гарар. Риба (дословно "излишек") - любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар - намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых считает, что понятие риба означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент, в то время как под определение гарар попадает любая спекулятивная операция. Согласно Корану, который запрещает взымание процентов за пользованием деньгами, участники любой сделки строят свои отношения на основе партнерства – мушарака. Оттуда и берут свои корни особые отношения к торговле на востоке, где самые доброжелательные и дружелюбные продавцы. т.е. на востоке считается традицией , даже если покупатель ничего не покупает, предложить ему чашечку чая и просто дружески побеседовать с ним.
Понятие партнерства – мушарака- означает товарищество, совместная реализация проекта или сделки силами банка и предпринимателя (прибыль банка возникает как доля от получаемой общей прибыли или как дивиденд). В специальном договоре оговаривается доля каждого партнера в прибылях и убытках, здесь же описываются все особые условия финансирования. В случае приема вкладов процент также не оговаривается - в договоре обычно указывается сумма, причитающаяся к выплате. Но как бы то ни было, неформальный процентный доход, который фактически получат исламские банки и их клиенты, сейчас вполне сопоставим с уровнем традиционных банков.
Банк финансирует производство какого-либо оборудования или продуктов, а денежные вложения производятся клиентом по согласованной цене. При этом все операции банка контролируются религиозными деятелями, которые выступают в роли советников-руководителей исламских банков и следят за тем, чтобы не были нарушены священные заповеди. Инвестиции в неосязаемые (фиктивный капитал) финансовые инструменты ими не дозволяются. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае кредитования.
исламский банк остается институтом, аккумулирующим средства физических и юридических лиц. Последние доверяют банку инвестировать эти средства в операции, экономическую целесообразность которых он в состоянии более квалифицированно оценить с помощью своего штата специалистов. При этом банк и его вкладчики в договорном порядке устанавливают, что вознаграждение выплачивается обеим сторонам только в случае успешного завершения финансируемых таким образом операций. Стороны также признают возможность убытков по объективным, рыночным обстоятельствам. За вкладчиками сохраняется право судебного расследования причин понесенных потерь. Если доказано, что они возникли по вине банка в силу плохого менеджмента, профессиональных ошибок, прямого злоупотребления или халатности, банк несет полную материальную ответственность перед пострадавшей стороной.
Таким образом, исламский банк доводит до абсолютной завершенности функцию финансового посредника, являясь своего рода комиссионным агентом. Действительно, он получает доход только от благополучно завершенных сделок. Капитал же банка, если он не принимает частичного участия в финансировании собственными средствами, остается вне риска. При естественном течении дела убытки банка в денежном выражении сводятся к величине упущенной выгоды и альтернативных издержек. Обязательств перед вкладчиками не возникает.
В западной экономике размер ссудного процента, зависящего, в свою очередь, от установленной эмиссионным банком учетной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков.
Финансирование по исламской модели позволяет ограничить зависимость реального сектора от интересов банковского капитала, что характерно для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут задавать реальной экономике темп развития, а производственный сектор начнет создавать для себя благоприятный инвестиционный климат.
О перспективах развития можно сказать, что Исламские банки доказали свою жизнеспособность и завоевали относительно устойчивые позиции на рынках, несмотря на небольшой срок своего существования. Однако из-за негибкости инструментов финансирования и недостатка опыта они уступают обычным банкам и вряд ли смогут в ближайшее время вытеснить их с рынка. Возможные перспективы дальнейшего роста у исламских банков существуют только в тех областях, которым обычные банки не уделяют достаточного внимания, например долгосрочные проекты развития и создание финансовой инфраструктуры в сельской местности.